Итоги конференции

Участники III международной научно-практической конференции «Интеллектуальные системы на транспорте» (ИнтеллектТранс-2013) обсудили актуальные вопросы создания и развития интеллектуальных транспортных систем. Конференция состоялась 3-5 апреля 2013 г. в Петербургском государственном университете путей сообщения. Конференцию проводят Петербургский государственный университет путей сообщения совместно с ОАО «Российские железные дороги» при поддержке Федерального агентства железнодорожного транспорта и Правительства Санкт-Петербурга.

Интеллектуализация транспорта — это процесс, от эффективной реализации которого зависит удобство каждого пассажира и развитие транспортных средств и транспортной инфраструктуры. Поэтому внедрение информационных технологий на транспорте и реализация технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», утвержденной комиссией по высоким технологиям и инновациям при Правительстве РФ как одной из 27 платформ технологической модернизации России, остаётся одним из самых актуальных направлений промышленного и социально-экономического развития.

Именно поэтому интерес к конференции постоянно возрастает: в этом году организаторы зарегистрировали более 120 человек, среди которых и представители крупных европейских транспортных компаний Белоруссии, Украины, Финляндии, Германии, и крупнейшие специалисты транспортной сферы России (начальник Центра инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» А. Д. Корчагин, заместитель начальника Департамента безопасности А. П. Глухов, заместитель директора СПИИРАН Б. В. Соколов, директор Департамента по работе с ТЭК ЗАО НИП «Информзащита» А. К. Зенковский, начальник технического отдела ОАО «Ленгипротранс» В. Н. Егоров и др.).

Уникальная особенность — состав участников, выступивших с докладами на научном мероприятии. Конференция «ИнтеллектТранс-2013» рассматривается Центром инновационного развития ОАО «РЖД» как коммуникационная площадка для предварительного обсуждения отчетных материалов (докладов) по проектам конкурсов «офи-м-2011-РЖД» и «офи-м-2012-РЖД». Оба конкурса направлены на фундаментальные перспективные исследования в интересах ОАО «РЖД», связанные с решением прикладных задач в области высокоскоростного движения: результаты, полученные в ходе выполнения проектов, должны не только отвечать задачам сотрудничества Российского фонда фундаментальных исследований и ОАО «РЖД», но и повышать международный авторитет российской науки, а также интегрировать российскую фундаментальную науку в мировой научный процесс.

После приветственного обращения к участникам конференции проректора по информатизации ПГУПС А. А. Корниенко и проректора по научной работе Т. С. Титовой пленарное заседание открыл начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» А. Д. Корчагин. Александр Дмитриевич подчеркнул, что реализация технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальной железнодорожный транспорт»
по-прежнему является одним из наиболее перспективных направлений в развитии современных транспортных инфотехнологий. Кроме того, докладчик коснулся материальной стороны вопроса, сделав акцент на том, что финансовое участие государства в реализации проекта чрезвычайно мало.

Участники конференции рассмотрели пути реализации технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», проблемы разработки единой комплексной системы управления движением высокоскоростных (400 км/ч) поездов; вопросы создания, развития и обеспечения комплексной и информационной безопасности интеллектуальных транспортных систем; взаимодействие видов транспорта на единой интеллектуальной платформе.

Отрадно, что участниками конференции стали студенты университета, присутствие которых как на пленарных, так и на секционных заседаний не могло не порадовать научное сообщество. Особенно привлек внимание студентов доклад А. Д. Корчагина, а также секция молодых ученых, аспирантов и студентов, работавшая в последний день конференции.

Заседания секций участники посвятили вопросам правового и технологического обеспечения интеллектуальной транспортной системы Российской Федерации, мегаполисов и регионов, а также современным научно-образовательным комплексам, способствующим созданию и внедрению современных интеллектуальных транспортных систем.

Третья международная конференция «ИнтеллектТранс-2013» вызвала большой интерес не только со стороны делегатов съезда, прибывших из разных стран, но и у представителей средств массовой информации. Помимо корреспондентов газеты ПГУПС «Наш путь» и корреспондентов Молодёжной редакции задать вопросы участникам приехали корреспонденты газет «Гудок», «Октябрьская магистраль», съёмочные группы телеканалов «100 ТВ» и «ЛОТ» (Дорожный центр научно-технической информации), а также журналисты специализированных изданий Санкт-Петербурга (журнал «Дороги», «Рост», «PR экспресс» и др.).

Пресс-подход длился около получаса. За это время журналисты успели спросить о многом: о мероприятиях, которые будут реализованы в ближайшее время в рамках технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», о новых разработках СПИИРАН для российских железных дорог, о Генеральной схеме развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, о процессах управления информационной безопасностью.

Диалог, необходимый для решения сложных практических задач по интеллектуализации транспортной инфраструктуры, успешно завершился. Несомненно, будущее — за «умным» транспортом.