Проект решения

Проект

Решение

Первой международной научно-практической конференции «Интеллектуальные системы на транспорте (ИнтеллектТранс-2011)»

24-26 марта 2011 года в Санкт-Петербурге состоялась первая международная научно-практическая конференция «Интеллектуальные системы на транспорте (ИнтеллектТранс-2011)», организованная Петербургским государственным университетом путей сообщения совместно с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации Российской академии наук и ОАО «Российские железные дороги» при поддержке Федерального агентства железнодорожного транспорта и Правительства Санкт-Петербурга.

В работе конференции приняли участие 158 человек из 48 транспортных организаций, академических институтов и ВУЗов России, Беларуси и Финляндии. Были присланы доклады из Германии и Италии.

Участники и гости конференции отмечают своевременность и важность вынесенных на обсуждение ключевых тем, базирующихся на опыте и инновациях транспортного комплекса и железнодорожного транспорта России и учитывающих мировые тенденции и концептуальные подходы российских международных конгрессов по интеллектуальным транспортным системам (ИТС).

На конференции прошли плодотворные дискуссии с акцентом на обсуждении следующих тем:

- интеграция транспортных систем на единой организационно-правовой основе и интеллектуальной платформе, в том числе, развитие мультимодальных транспортных узлов крупных городов и регионов как единых комплексов;

- создание и развитие интеллектуального поезда, «умных» железных дорог, сортировочных станций и вокзалов;

- развитие научно-методической базы, включающей, прежде всего транспортное моделирование, ситуационное управление, принципы и методы систем искусственного интеллекта;

- создание интегрированных научно-образовательных комплексов как основы построения интеллектуальных транспортных систем.

Генеральным спонсором конференции выступило ОАО «НИИАС», спонсорами – ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и ООО «Газинформсервис».

Генеральный информационный партнер конференции – журнал «Транспорт Российской Федерации», информационные партнеры – газеты «Гудок», «Октябрьская магистраль», журнал «Автоматика, связь, информатика». Работа конференции освещалась телевизионными каналами «100ТВ» и ОЖД-тв.

Конференция рекомендует:

1.  Проводить международную научно-практическую конференцию «Интеллектуальные системы на транспорте» ежегодно, включить её в перечень Минтранса России и ОАО «РЖД», Минобрнауки Российской Федерации и Российской академии наук.

2.  В целях координации усилий по развитию интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации участники Конференции считают целесообразным:

- развивать дальнейшее взаимодействие между научной общественностью, государством и бизнесом в форме государственно — частного партнерства  на базе саморегулирующихся организаций и некоммерческих партнерств;

- более эффективно использовать потенциал некоммерческого партнерства «Интеллектуальные транспортные системы – Россия» в качестве платформы для консолидации научного и профессионального ИТС – сообщества в России с целью разработки государственной стратегии в области ИТС для всех видов транспорта на мультимодальной основе и системного взаимодействия с международными ИТС – Ассоциациями и участниками рынка ИТС;

- ускорить разработку законодательной базы и нормативных документов в области ИТС.

3. Активизировать разработку и внедрение информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК) как интеграционной интеллектуальной платформы транспортного комплекса России.

4. Для эффективной реализации Стратегии и Программы инновационного развития ОАО «РЖД» до 2015г. в плане создания высокоскоростного железнодорожного транспорта развивать систему грантов РФФИ-РЖД и шире привлекать научный потенциал железнодорожных ВУЗов.

5.  При разработке новых интеллектуальных и информационных систем для оперативного управления перевозками с учетом принципиальных структурных изменений в железнодорожной отрасли  следует учитывать ряд факторов:

  • Включение в процесс принятия оперативных решений новых независимых участников (операторы вагонного парка, независимые перевозчики);
  • Необходимость корректировки традиционных и разработки новых приемов и методов оперативного регулирования с учетом изменившихся условий работы;
  • Приоритетный учет экономических показателей эффективности работы оперативно-диспетчерского персонала.

6. Для повышения эффективности диспетчерского управления перевозками рекомендовать ОАО «РЖД» создание и широкое применение на АРМ поездных диспетчеров и дежурных по станциям интеллектуальных объектно-ориентированных систем поддержки принятия решений по выполнению управляющей деятельности в условиях неисправности технических средств, нестандартных, сбойных и аварийных ситуациях, а также по применению приемов и мер оперативного диспетчерского регулирования эксплуатационной работы.

7. В связи с активным внедрением концепции сменно-суточного планирования (ССП) в деятельность дирекций производственного блока ОАО «РЖД» и одновременным внедрением технологии управления рисками рекомендовать активизировать разработку методик интеграции СПП и риск-менеджмента применительно к деятельности бизнес-единиц ОАО «РЖД».

8. В целях сохранения и развития взаимодействия вузов железнодорожного транспорта и подготовки специалистов в области информационных технологий и интеллектуальных систем для железнодорожного транспорта рекомендовать:

8.1. Росжелдору интенсифицировать деятельность по формированию  единого информационно-образовательного пространства железнодорожных вузов.

8.2.Вузам железнодорожного транспорта открыть подготовку бакалавров и магистров  по направлению 230400 «Информационные системы и технологии», и магистерской программе «Интеллектуальные системы и технологии».

8.3.УМО-ж.д. сохранить в составе УМК комиссию по направлению подготовки бакалавров и магистров 230400 «Информационные системы и технологии ».

9. В целях повышения качества подготовки специалистов для железнодорожного транспорта в области информационных технологий, в том числе, системных аналитиков и специалистов в области интеллектуальных технологий, рекомендовать:

9.1.Росжелдору ОАО «РЖД» и ВУЗам железнодорожного транспорта разработать требования к знаниям, умениям и навыкам бакалавров и магистров информационных направлений подготовки (230100, 230400, 220100);

9.2.Росжелдору и ОАО «РЖД» при формировании перечня специалистов, требуемых для работы на железнодорожном транспорте, учитывать бакалавров и магистров, выпускаемых ВУЗами по специальностям  230100, 230400, 220100;

9.3.Росжелдору рассмотреть возможность введения дополнительного заказа на целевую подготовку системных аналитиков по направлению 220100 «Системный анализ и управление».

9.4. ОАО «РЖД» продолжить и расширить практику дополнительной подготовки студентов информационных направлений, ориентированной на работу в ОАО «РЖД», на основе  проекта виртуального объединения образовательных ресурсов железнодорожных вузов.

10. В целях совершенствования технологий подготовки и повышения квалификации специалистов для транспортной отрасли России рекомендовать Минтрансу России использовать опыт вузов железнодорожного транспорта (прежде всего, МИИТ и ПГУПС) по созданию и внедрению систем электронного (дистанционного) обучения, в том числе, опыт ПГУПС и СГУПС по разработке и эксплуатации сложных интеллектуальных тренажерных комплексов.

11. В целях широкого внедрения интеллектуальных систем транспортных средств и транспортной инфраструктуры сосредоточить внимание на развитии и создании научно-методической базы и практических разработок в области транспортного моделирования, ситуационного  управления, методов и систем искусственного интеллекта. Включить в тематику конференции как отдельное направление «Теоретические проблемы информатики и искусственного интеллекта».

12. Рекомендовать ОАО «РЖД» считать данную конференцию базовой коммуникационной площадкой для обсуждения проблем информационной безопасности на железнодорожном транспорте.

13. При внедрении электронной цифровой подписи (ЭЦП) в интеллектуальные системы фирменного транспортного обслуживания, технологического документооборота, технического документоведения и другие, обратить внимание на разработанные в последнее время эффективные протоколы ЭЦП и криптографические механизмы.

14.Осуществить выпуск материалов конференции с лучшими докладами, представленными в ходе работы конференции. Избранные доклады рекомендовать для опубликования в журналах «Транспорт Российской Федерации», «Автоматика, связь, информатика» и «Известия Петербургского государственного университета путей сообщения».

 

Заместитель председателя Программного
и Организационного Комитетов,
проректор по информатизации ФГОУ ВПО ПГУПС
А.А. Корниенко